Приёмы работы с эмоциями при обсуждении тяжёлого диагноза с пациентом и его близкими
Восемь приёмов работы с эмоциями при обсуждении тяжёлого диагноза с пациентом и его близкими:
• Молчание.
Когда человек расстроен, вы можете разделить с ним его молчание, давая тем самым понять, что он в безопасности, и как бы говоря: «Я понимаю».
• Нормализация и валидизация — подтвердить, что испытываемые эмоции нормальны и признать право пациента на эмоциональную реакцию.
«Совершенно нормально быть расстроенным в такой сложный момент...», «Я понимаю, что вы очень рассержены после всего, что произошло...».
• Эмпатия.
«Вам действительно пришлось очень нелегко...».
• Назвать эмоцию и признать её наличие.
«Я вижу, что вы расстроены...».
• Жест или прикосновение.
Предложить бумажные платочки плачущему пациенту. Дотронуться до его руки.
• Поощрение проявления эмоций.
«Расскажите мне больше о том, что вы чувствуете».
• Перефразирование и отражение.
«Если я правильно понимаю вас, вы рассержены, потому что вам обещали, что пневмонию вашей матери удастся вылечить антибиотиками...».
• Одобрение.
«Вы очень мужественный (мужественная)...».
В паллиативной помощи эти навыки как волшебный щит, который спасёт от стресса сразу три стороны: больного, его близких, и самого сотрудника.