ПИСЬМО СОТРУДНИКА ФОНДА. ЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ ОДНИ
Письмо сотрудника фонда. Знайте, что вы не одни.
"Пост очень деликатный. Я прекрасно понимаю, что каждый человек индивидуален, как и жизненные ситуации. Здесь собраны наиболее универсальные рекомендации по общению, а также сделан акцент на основных ошибках.
Начну с вопроса, как убедить близкого человека, что ему нужен хоспис.
Самое сложное - начать говорить об этом. Чтобы вас услышали, важно, чтобы вы сами были убеждены, что "хоспис - это место, где помогут устранить боль и неприятные симптомы, и где поддержка будет 24/7", а ни в коем случае не "место, куда отправляют умирать, когда ничем помочь не могут". Можно начать говорить о причине такой необходимости: "Я вижу, что твоя боль не проходит. Может, попробуем хоспис?" или : "Я переживаю, что не справляюсь, а ты плохо себя чувствуешь". Тут есть важный момент: дайте понять, что это временная мера, цель которой - чтобы человек мог почувствовать себя лучше.
Объясните, что хоспис и другие отделения больницы - это совершенно разные вещи и многие моменты действительно приятно удивят.
Не стоит думать, что вы можете предать человека, ведь это не так. Если близкому плохо, важно попробовать все варианты, в том числе хоспис. Ваша задача - не истощать себя переживаниями, а здраво подумать, что из всего, что вам доступно, действительно может помочь.
И в то же время обращаю ваше внимание: смотрите комплексно на ситуацию. Если вы справляетесь, самочувствие человека удовлетворительное, а амбулаторное лечение приносит результат, нужен ли хоспис?
Если вами и вашим близким принято решение воспользоваться помощью хосписа, подумайте - как вы можете проявить любовь? Что для вас важнее, когда вы видитесь?
Почаще навещайте, выходите с близким на прогулку, если есть возможность. Помните, что если человек слаб, можно воспользоваться коляской. Звоните, желайте доброго утра и доброй ночи. Приносите любимые продукты, цветы, воздушные шары. Не стоит недооценивать любые знаки внимания, даже если у вас в семье это не принято.
В этот период будьте готовы к сложным психологическим состояниям. Человек может проверять, а насколько он вам дорог? Не устраивайте скандалы, не взывайте к здравомыслию (ведь ваш близкий всё прекрасно понимает), а оставайтесь спокойны, внимательны, заботливы, постарайтесь понять, или хотя бы принять. Каждый по своему переживает стресс, ваша задача - дать понять, что вы рядом и поддержите в любой ситуации.
Помогите близкому понять, чего ему хочется сейчас? Это могут быть простейшие вещи. Может, ему хочется постричься? Или любимое блюдо? Может быть, он хочет видеть кого-то из знакомых? Или, наоборот, не хочет?
Пожалуйста, не плачьте и не скорбите раньше времени. Нет, я не в коем случае не против слёз, я за искренность. Но иногда, плача, мы думаем о себе, а не о близком, которому нужна поддержка.
Во время своих дежурств в хосписе, хоть и не часто, но я видела ситуации, когда при первом своем визите, в который рядом с пациентом нет родственника, пациент общителен и в хорошем расположении духа. Когда в другой раз он с родственником, и я прихожу, чтобы предложить чай со сладостями, видя меня, родственник начинает плакать со словами к своему близкому: "на кого ты нас оставляешь?". В итоге я вижу сконфуженного расстроенного пациента, и мне неловко. О каком хорошем настроении может идти речь? Пожалуйста, даже если трудно сдержать эмоции, объясняйте их в лучшем ключе, говорите о том, что "я тронут, что о тебе заботятся".
В противовес рассказываю, что часто бывают случаи, когда родственники наоборот помогают близкому адаптироваться в новой ситуации, как акцентируют внимание человека, что о нем действительно заботятся и что он не один. Как часто фонд, родственники и сам хоспис работают как единое целое, чтобы человеку было комфортно. Тогда и хосписная помощь наиболее эффективна. Так и должно быть.
И в завершение: пожалуйста, не думайте, что есть какой-то эталон поведения с тяжелобольным человеком. Всё, что вы чувствуете - правильно. Просто старайтесь руководствоваться не эмоциями, а рассуждениями: "а как я могу сделать дни моего близкого человека комфортнее?", и тогда все ответы на вопросы будут правильными.
И знайте, что вы не одни."